Узнайте стоимость за 60 секунд

КАЛЬКУЛЯТОР
  • "Все по уму" - компания полного цикла: предлагаем полный комплекс услуг в сфере разработки и реализации дизайна вашей квартиры.
  • Все по уму, потому что высококонкурентный рынок ремонтно-отделочных услуг требует новых подходов к решению устоявшихся задач: цена, качество и сроки!
  • Все по уму, потому что мы даем гарантию на реализацию дизайн-проекта “один в один”. Авторский надзор в подарок!*

Бесплатная консультация
нашего дизайнера




Прощай скандинавский белый цвет

Подробнее

Раз в неделю обзоры стилей
и новые статьи про дизайн интерьера.

Для многих скандинавский стиль ассоциируется со светлыми пространствами, с чистыми линиями из детективных сериалов, рекламы ИКЕА и журналов о дизайне интерьеров. Однако в последние годы в скандинавские дома и на страницы журналов все чаще попадают другие цвета. Стенам северных жилищ, судя по всему, очень не хватало ярких цветов, так как в гостиных и спальнях все чаще можно увидеть синий, зеленый и розовый.

Почему жители Скандинавии внезапно стали открытыми к новым краскам и способам их использования? С помощью исследований, прогнозов и анализа прошлых тенденций мы проследили за тем, как менялась палитра в скандинавских интерьерах.

Почему скандинавские дома кажутся нам очень светлыми?

Скандинавские дома изначально проектировались для максимального использования естественного света. Например, Стокгольм — самый солнечный город в регионе, но и здесь на год приходится всего лишь примерно 1 800 солнечных часов. Это на 1 000 часов меньше, чем в Мадриде, Сиднее или Майами.

«Основным принципом скандинавского дизайна и оформления наших домов всегда будет простота и свет. Это необходимо из-за нехватки солнца», — объясняет Карл Йохан Бертилссон (Karl Johan Bertilsson), креативный директор компании NCS Colour Academy, которая предлагает консультации по использованию цветов производителям, архитекторам и дизайнерам со всего мира.

«Однако сейчас мы наблюдаем изменения, — говорит Бертилссон. — За последние два-три года в моду вернулись яркие цвета». Несмотря на распространенное мнение, что скандинавские дома на протяжении десятилетий или даже веков были выкрашены в белый цвет, в определенные моменты в скандинавских странах наблюдались периоды, когда в моде были яркие цвета. На 1970-е годы пришелся психоделический период с его любовью к ярким цветам и узорам, который сменился модой на пастельные тона в 1980-х и землистые в 1990-х — и все это до того, как с началом нового тысячелетия скандинавский дизайн наполнили светлые цвета.

Но сегодня палитра вновь меняется. На специализированных ярмарках и выставках в Скандинавии видно, что тенденции в дизайне интерьеров движутся от светло-синих и фиолетовых оттенков к более сильным цветам, таким как оранжевый, розовый, желтый и красный.

«В новых тенденциях часто проявляет то, что уже было, — замечает Бертилссон. — Как правило, быстрее всего на эти изменения реагирует мода, но дизайн и дизайн интерьеров быстро подхватывает эти новшества». С 2000 года и по сегодняшний день такие нейтральные цвета, как белый и серый, стали доминирующими в оформлении скандинавских домов. Вновь растущая популярность ярких цветов — просто реакция на это. «Однако важно помнить, что тенденции меняются и часто пересекаются. Они обретают настоящий вес, только когда люди готовы их принять», — говорит Карл Йохан.

Какие факторы определяют возвращение ярких цветов?

Бертилссон указывает на исследования, которые NCS проводит, чтобы анализировать тенденции. «Есть исследование, показывающее, что возвращение цветов циклично», — говорит он. Австралийский консультант и психолог Леонхард Оберашер  (Leonhard Oberascher) изучал психологию цвета с целью доказать, что тенденции, связанные с цветами, возвращаются каждые 10-15 лет. Когда все вокруг белое и нейтральное, мы быстро устаем и со временем хотим вернуться к ярким цветам. Так работает все, и цвета не исключение.

«Оберашеру удалось определить конкретные фазы, через которые мы проходим, — говорит Бертилссон. — В наших домах в течение нескольких лет преобладали нейтральные тона, затем появились синие и фиолетовые цвета. За ними последовали хроматические. Постепенно они станут темнеть, перед тем как в палитре появятся коричневые и бежевые оттенки и мы вновь вернемся к нейтральным тонам. Все в действительности так и происходит». Эти фазы проходят все страны мира.

Но есть и другие факторы. «Все мы подвластным модным тенденциям, нравится нам это или нет, — замечает Бертилссон. — У шведов и датчан есть определенные привилегии благодаря нашему географическому положению, социальной и культурной среде: у нас есть не только желание, но и финансовые возможности делать серьезный ремонт в домах. Поэтому когда на горизонте появляется мода на хроматические цвета, мы готовы принять ее.

Во многих других странах люди решают перекрасить стены, только когда старая краска начинает отходить. В Швеции и Дании магазины, торгующие краской, выглядят как полноценные дизайнерские бутики, потому что, покупая краску, мы стремимся достичь конечной цели. То есть добиться определенного результата, где цвет играет огромную роль».

Сознательность, с которой скандинавы относятся к цветам и дизайну, усиливается за счет влиятельных блогеров, делящихся советами об использовании цветов. В последние годы одним из самых популярных цветов для отделки спальни стал оттенок, получивший название «зеленый Джоанны», после того как блогер Джоанна Брэдфорд (Johanna Bradford)покрасила свою спальню в этот бледный серо-зеленый цвет.

«Возникновение большого количества вопросов о цветах связано частично со временным фактором. Так, белые стены окружали нас в течение многих лет и теперь людям хочется попробовать что-то новое, — рассказывает Джоанна Брэдфорд. — Найти правильный цвет очень сложно, а этот оттенок зеленого оказался очень приятным. Если вы видите цвет, который вам нравится, стоит попросить таблицу цветов».

Таким образом, несмотря на то, что скандинавы начали красить стены в разные цвета, они используют их согласно строгим правилам: например, отдают предпочтение приглушенным тонам, а не ярким и кислотным. «Мы готовы использовать другие цвета, помимо белого, но мне кажется, результат везде примерно одинаковый, так как люди используют одни и те же тона, как произошло с зеленым в моей спальне», — говорит Брэдфорд.

Однако не стоит думать, что цветные стены в скандинавских домах — это нечто новое. Карин Фриделл Антер (Karin Fridell Anter), член Шведской ассоциации архитекторов, написавшая вместе с Хенриком Веннфорсом (Henrik Wannfors) книгу «Выбор цвета: подходы к отделке стен в скандинавских домах от Средневековья к современности», смотрит на тенденции, связанные с цветами, в перспективе.

«Цветные стены появлялись в скандинавских домах и исчезали на протяжении всей истории, — говорит писательница. — Выбор цвета определяло прежде всего наличие разных оттенков и определенные тенденции. Они уходят и возвращаются с периодичностью, являясь реакцией на прошлое, однако теперь периоды становятся все короче и короче».

В 1970-х годах мы использовали яркие краски и обои, а также крупные узоры, напоминающие эпоху барокко. В 1980-е в качестве реакции на предыдущее десятилетие появились пастельные тона, а в 1990-е им на смену опять пришли землистые оттенки, такие как терракота, темно-синий и светло-желтый.

«Раньше тенденции приходили на смену другу другу не так быстро, а разница между богатыми домами в городе и фермерскими жилищами в деревне была куда больше, — объясняет Фриделл Антер. — То, к чему стремились фермеры, существовало уже в течение многих лет в задававших моду домах среднего и высшего классов».

Психологические факторы, цвет как форма самовыражения и современные тенденции частично объясняют внезапную любовь скандинавов к цветам. Однако еще один серьезный фактор, определяющий выбор цветов — ответ на современные условия жизни. Анализ тенденций NCS на 2016 год учитывает политические события, эффект цифровых технологий и глобализации.

«Мы считаем, что определяющим фактором в ближайшие годы будут противоречия, — говорит Карл Йохан Бертилссон. — Неспокойная ситуация в мире, растущая урбанизация и стресс — с одной стороны, а с другой — грубость, определяющаяся индустриальными стилем с холодными жесткими цветами. Однако одновременно те же факторы приведут к эскапизму, для которого характерны мечты об экзотических местах, вдохновляющих нас — например, океане и ярких тропиках. Тенденции будут определятся грядущими мировыми событиями, такими как Олимпийские игры в Бразилии».

Скандинавский дизайн часто ассоциируется с природой. Оказывает ли она влияние на тенденции, связанные с цветами?

«Несомненно между ними есть связь, — говорит Бертилссон. — В прошлом году стремление к эскапизму выражалось в мечтах о деревенской жизни. В условиях, когда урбанизация заставляет нас жить все ближе друг к другу, в домах или квартирах, которые становятся все меньше и шумнее, мы создает другие воображаемые миры и мечтаем о деревьях и широких полях».

Шведская компания по производству обоев Sandberg недавно выпустила коллекцию на эту тему. В отчете о модных тенденциях Sandberg пишет, что небезопасная среда приводит к растущему интересу к собственному дому: «Дизайн интерьера стал важнее и сложнее. В условиях растущего внимания к проблемам окружающей среды мы стараемся найти возможность потреблять как можно меньше, но при этом оставаться в курсе последних новостей и тенденций».

Стокгольмская компания по производству краски Alcro предлагает жителям скандинавских стран привнести в свои дома природу благодаря своей коллекции цветов 2016 года, «которые наводят на мысли о лесных жителях, покрытых туманом полянах и заколдованных снах, приходящих к нам на рассвете».

С учетом этого мнения, выросшая популярность сине-зеленых цветов и орнаментов в Швеции и Дании не кажется такой уж удивительной. Согласно цветовой теории Оберашера жители скандинавских стран находятся в середине цикла и будут двигаться в сторону более теплых цветов, которые затем потемнеют и вновь вернутся к белому цвету.

Благодаря склонности анализировать прошлое, скандинавы легко следуют новым тенденциям в декорировании, и главный вопрос здесь заключается не в том, будут ли они использовать больше цветов в своих домах, а в том, есть ли у них на это время. В отличие от предыдущих эпох, когда новые тенденции доходили до фермеров за несколько десятилетий, в современном цифровом мире их распространение происходит куда быстрее.

Так что, в конечном итоге не стоит опровергать миф о любви скандинавов к белым интерьерам. Только что выкрашенная в яркий цвет стена, возможно, не успеет даже высохнуть, когда мода на белый вернется вновь.

 

< Предыдущий проект
Следующий проект >